Новости
5 июня 2018, 00:30

Поцелуй «холодного» чая

Фото: Pexels/Pixabay

В начале прошлого века на Всемирной ярмарке в американском городе Сент-Луисе некий английский купец, продавец чая, представлял свой товар. Ну и как положено в таких случаях - дегустации, дармовое чаепитие... Только вот народ от «халявы, сэр» нос воротил. И все потому, что жара стояла неимоверная, а чаек предлагали горячий. Тогда-то и додумался предприимчивый малый охладить питье кусочком льда.

По всей выставке полетел слух: верноподданный английской королевы потчует публику новоизобретенным прохладительным напитком. Дальше - больше: у самой королевы сей напиток - в фаворитах. И еще больше: весь Старый Свет прямо-таки помешался на холодном чае!..

От первой заварки

Конечно, и в Старом, и в Новом Свете пивали холодные чаи или похожие напитки и раньше. Во всяком случае рецепты их приготовления описаны в старинных поваренно-кулинарных книгах. Но именно после того «ярмарочного» случая производство холодного чая было поставлено на промышленный поток. Напиток стал продаваться упакованным.

В России рынок ice-tea начал формироваться в середине 1990-х, и сначала весь представленный в магазинах чай был только импортным. А вот с 2003-го его стали выпускать сразу три предприятия, чуть позже подтянулось еще одно - это были новообретенные российские «дочки» известных транснациональных компаний, давно и прочно закрепившихся на мировом рынке безалкогольных напитков.

Говорить, что холодный чай сразу и бесповоротно пробил путь к сердцу, желудку и рассудку российского потребителя, не приходится. Человек, который на генетическом уровне был любителем почаевничать, никак не мог понять назначение нового продукта. Почему надо пить чай холодным, если его всегда пили горячим?!.

Взять хотя бы ориентир на классика: «Нет, чай умеют пить только в России!» - восклицал автор бессмертного «Обломова» великий русский писатель Иван Гончаров. Имея в виду, конечно же, не ice-tea. И многочисленные народные «чайные» поговорки. Поскольку само слово «чай» тут и там сопровождается словом «самовар». Ну а если нет «самовара», то появляется... поцелуй. Вот, пожалуйста: «Настоящий чай - что поцелуй молодухи: крепкий, горячий и сладкий».

А холодный чай, выходит, - холодный поцелуй?..

Производители отправили своих посланцев «в народ» для проведения опросов: что нравится/не нравится в магазинном холодном чае? Выяснилось, что в представлении большинства потенциальных потребителей неизбежно возникает кружка с противным остывшим чаем. Учитывая сие обстоятельство, производители решили избежать упоминания на этикетках отпугивающего словосочетания «холодный чай». Отмели и другой вариант - «ледяной чай». Предпочли позиционировать напиток как «прохладительный освежающий чай».

Постепенно и у нас стала складываться его потребительская аудитория. В течение десяти лет рынок рос очень быстрыми темпами, удваиваясь каждый год. Определился формат выпуска: компактный - 0,5 литра и большой - 1,5 - 2 литра. Был еще формат «банка-жестянка, 0,33 л», но просуществовал он где-то до 2010 года.

Старый рецепт с новой этикеткой

Лидерами потребления холодного чая стали студенты, мужчины возрастной категории «от юноши до средних лет», бизнес-леди. Леди со статусом домашней хозяйки и матери больших семейств продуктом не заинтересовались. Объяснение простое: «Товар недешевый. Баловство одно... Самим приготовить можно».

Спустя полтора десятка лет от стартового 2003 года (чем не юбилей?) монополистами на рынке холодного чая в России остались две компании - PepsiCo и Coca-Cola с известными всем чаелюбам напитками - Lipton и Nestea. Их доли на рынке примерно 52% и 41%, соответственно. Доли прочих марок не превышают 7%.

Впрочем, истинные чаелюбы заметили: весь ассортимент чая Nestea к нынешнему лету с прилавков исчез. Его заменила новинка - Fuzetea. Но истинные на то и истинные, чтобы отличать все оттенки вкуса. Распробовали и поняли, что новый чай - это тот же Nestea, только с другой этикеткой.

Дело в том, что Coca-Cola на протяжении многих лет выпускала Nestea совместно со швейцарской компанией Nestle. Но теперь концерны решили прекратить сотрудничество. При этом Coca-Cola получила лицензию на производство напитка по уже имеющейся рецептуре и на распространение его в других странах.

По данным исследовательской компании Nielsen Company - международной организации, изучающей подвижки на потребительских рынках стран мира, российский рынок холодного чая оценивается в 211,6 миллиона евро. Весомый показатель. В переводе на понятные обывателю объемы - это около 300 миллионов литров бутилированного холодного чая в год. Что же касается отношения сегмента ко всему рынку безалкогольных напитков, то позиции ice-tea пока еще достаточно скромные. По данным зарубежных экспертов, на долю холодного чая у нас приходится всего 2% рынка.

Подсчеты отечественных экспертов несколько отличаются. Наши оценивают долю холодного чая в 4 — 6%. И догадываются, почему у зарубежных коллег получилась «заниженная цифра». На ее подсчет повлиял прошлый год, отличившийся холодным летом и, соответственно, резко упавшим спросом на прохладительные напитки.

За период с июня по август 2017 года по сравнению с летом 2016-го продажи холодного чая снизились на 18%.

Чайные прилавки нынче пополняются как черным, так и зеленым ice-tea. Однако маркетологи подметили: потребительские предпочтения склоняются все-таки в сторону зеленого.

«Для производства зеленого чая используют только собранные вручную чайные листья со специально отобранных плантаций, - сообщают производители (письменно, на этикетках товара), - а их бережная обработка позволяет сохранить все полезные свойства зеленого чая, в том числе антиоксиданты». Завлекает, конечно... Но вот ингредиентный состав напитка все-таки смущает: вода, сахар, регуляторы кислотности (лимонная кислота и цитрат натрия), экстракт зеленого чая, апельсиновый сок (0,1%), антиоксидант аскорбиновая кислота, натуральные ароматизаторы.

Смущает потому, что натуральный домашний чай (ни горячий, ни холодный, ни черный, ни зеленый) «регулировать» лимонной кислотой не будешь. И от такого лекарственного средства, как цитрат натрия (даже в самых мизерных дозах), домашний напиток убережешь. Но это так - мысли вслух.

Каркаде прямого разлива

Когда отечественный рынок ice tea пошел в рост, один отчаянный «чаевар» объявил на весь окрестный мир о своем стартапе - выпустить на рынок бутилированный чай каркаде.

Для неосведомленных. Стартап - это принципиально новый бизнес-проект, находящийся в отправной точке развития. Что такое «чай каркаде», объяснять, думается, не стоит. О нем известно всем, кто бывал в Стране пирамид, а кто не бывал, мимо тоже не прошел - каркаде есть в чайном отделе любого продмага.

«Она не только пила этот божественный напиток, сохраняющий ее молодость и красоту, но и принимала ванны, настоянные на лепестках чудесного цветка» - это о царице египетской Клеопатре.

«Чудесный цветок» не что иное, как суданская роза. Или гибискус. Или каркаде - именно этим африканским словом принято называть напиток из гибискуса. Хотя в мире у него существуют самые разные названия: и «красный чай», и «напиток фараонов», и «кабитуту», и «винуэла», и даже «ямайский щавель». Первыми каркаде открыли для себя египтяне, и с тех пор он считается национальным египетским напитком.

Полезностей в этом напитке, утверждают врачи-натуропаты, множество. Антоцианы, придающие красный цвет напитку, способствуют укреплению стенок кровеносных сосудов и обеспечивают их проницаемость; содержащийся в гибискусе кверцитин улучшает зрение, снимает усталость глаз; каркаде повышает защиту печени от неблагоприятных воздействий, улучшает обмен веществ, помогает в преодолении стрессовых состояний, успокаивает нервы.

Стартап «чаевара» провалился - даже для пробного шага не нашлось инвестора. Работает наш несостоявшийся бизнесмен в маленькой пригородной кафешке, где холодный чай каркаде чрезвычайно популярен. И, наверное, хорошо, что не бутилированный.

Между прочим, отличным жаждоутолителем может быть и горячий, и холодный каркаде. Но следует помнить, что напиток в горячем виде повышает давление, в холодном - понижает.

Противопоказания к употреблению холодного чая промышленного производства все-таки имеются. Приводить тут их список - в общем-то, невеликий - не будем. Всяк свое «нутро» и без «списков» знает. Есть сомнения - к доктору!

По большому же счету, опираясь на мнение ученых, чай - лучшее средство для утоления жажды. Его требуется на треть меньше, чем воды.

Холодный чай стимулирует выделение желудочного сока, улучшает аппетит и пищеварение.

Бодрящее действие объясняется присутствием кофеина. Но чайный кофеин воздействует гораздо мягче кофейного и действует дольше.

Избежать в жару приступа вегетососудистой дистонии тоже поможет холодный чай (для гипотоников - черный); он помогает восстановить водный баланс организма и улучшить дыхание клеток.

Холодный чай - богатый источник витаминов В. Организм не способен сделать их запас и постоянно нуждается в пополнении

И при всем при этом, как говаривали предки: «Чай не хмельное - не разберет».

Материал был опубликован в газете под № 098 (6207) от 4.06.2018 под заголовком «Холодный поцелуй ».

Татьяна Марьина
comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg