Новости
15 мая 2018, 03:00

Лекторий: Трамвай как часть культурного пространства Петербурга

Фото Анны Антуфьевой

Ведущий архитектор Эрмитажа Виктор Туралин рассказал всё, что нужно знать о месте Петербурга в мировой истории развития электрического транспорта.

Интеллектуальный клуб « Лекторий » «Санкт-Петербургских ведомостей» приглашает в свои стены лекторов из совершенно разных областей. Их связывает только одно - интерес публики к темам докладов. Полную видеоверсию выступления Виктора Туралина вы можете посмотреть в группе газеты в социальной сети « В Контакте »

В наше время большинство людей относятся к трамваю как к чему-то устаревшему. Однако еще не так давно данный вид транспорта казался настолько необычным, что его боялись. Да и в самом возникновении трамвая много необыкновенного.

11 мая в рамках лектория «Трамвай как часть культурного пространства Петербурга. Всё, что нужно знать о месте Петербурга в мировой истории развития электрического транспорта» выступил ведущий архитектор Эрмитажа Виктор Туралин рассказал о трамваях всё.

Лектор поведал об истории и развитии электротранспорта и объяснил влияние трамвая на все стороны жизни Петербурга. В 1828 году в Балтиморе свет увидел прародитель современного трамвая – конка – вагон, который передвигался по рельсам. Только не электричество задавало движение, а лошади, зебры и даже мулы. Со временем на смену конной тяге пришла паровая. В конце 1880-х годов по узким улочкам Петербурга начал движение паровичок «дымопарка», представляющий собой четыре вагона конки. Из-за издаваемого сильного шума машина в городе не прижилась. А уже в 1885 году появились «ледяные» трамваи, следующие по своему маршруту по зимней Неве.

За год до наступления ХХ века, в 1899 году, в тогдашней столице России запустили первый электрический трамвай. Занимательно, что в российском Киеве первый электротранспорт появился на 7 лет раньше, нежели в Москве и Петербурге. Данный факт объяснялся тем, что по киевской земле на конках ездить было трудновато. Открытие первой трамвайной линии состоялось в 1907 году, а чудо-машина того времени набирала невиданную скорость – 7 км в час.

Золотой век трамваев

С начала ХХ века и до периода между мировыми войнами считается временем наиболее быстрого распространения трамваев. Конный транспорт постепенно исчезал с улиц городов, на смену ему пришел электрический. В те года автобусы делали первые шаги в своём развитии, а личные автомобили считались признаком роскоши.

В годы блокады

С началом Великой Отечественной Войны на плечи начальника Трамвайно-троллейбусного управления Михаила Хрисанфовича Сороки легла вся ответственность за сохранение работы электротранспорта. В те года по Ленинграду ежедневно курсировали 750-800 поездов, следовавших по 42 маршрутам. Только в первые месяцы войны на фронт ушло 2981 человек, занимавших пост трамвайщиков. Им на смену пришли женщины и даже дети, опыт работы в трамваях приобретался в условиях войны и блокады.

М.Х. Сорока указал немедленно готовить вагоны для перевозки раненых и приступить к прокладке путей к больницам города. В вагонах разместили трёхъярусные носилки, аптечки и отопительные приборы, а каждый из кондукторов прошёл курсы в медсанслужбе. Вагоновожатые и кондукторы водили поезда под артиллерийскими обстрелами.

К началу зимы 1941 года для движения трамваев перестало хватать электроэнергии. Несколько маршрутов были упразднены. С наступлением 1942 года открылось грузовое трамвайное движение. Грузовые поезда помогали очищать город от мусора и скопившегося снега.

Весной 1943 участились воздушные налёты на город, работникам трамваев пришлось принять дополнительные меры для сохранения жизни пассажиров и целостности поезда. На линию стали выходить одиночные вагоны, имеющие возможность по сигналу тревоги уехать из опасной зоны. Ленинградский Металлический завод поставил броню на один из вагонов на случай оборонительных боёв на улицах города.

Лектор Виктор Туралин рассказал о трамваях с их первых шагов в развитии и до сегодняшних дней. Ведущий инженер Эрмитажа пригласил всех слушателей лекции на экскурсию, посвященную становлению электротранспорта в Петербурге. В конце вечера посетителям были вручены сертификаты, подтверждающие, что они прослушали лекцию в старейшей российской газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Интеллектуальный проект «Лекторий» - цикл научно-популярных лекций по культуре и искусству, науке и истории. Лекторами являются представители самые разных профессий города. Все лекции вы можете посмотреть в открытом доступе в нашей группе « В Контакте » .

Ниже представлено расписание лекций проекта «Лекторий» на ближайшее время:

23 мая – «Метро Петербурга. История. Феномен. Будущее» . Всё, что нужно знать об истории петербургского метрополитена». Лектор - инженер Дмитрий Графов. 31 мая – «Ссылка на вдохновение: история «сосланной» русской поэзии в Сибири» . Поэтесса Саша Зайцева поведает о творчестве поэтов, попавших в Сибирь не по свой воле. 5 июня – «Несбывшийся Ленинград. Большие планы». Часть 2: «Было бы здорово, но не было». Лектор - экскурсовод и краевед Михаил Крайнов. 8 июня – «Как культура создаёт человека? Техники производства субъекта в искусстве и психоанализе» . Лекцию проведет известный психоаналитик Дмитрий Ольшанский. 14 июня – «Интеллектуальный капитал: как управлять неосязаемым» . От начальника департамента проектной и инновационной деятельности Нины Яныкиной слушатели лекции узнают всё, что нужно знать о защите интеллектуальной собственности. 20 июня – «Метрофикация всей страны. История метро СССР» . Как строилось и распространялось метро в СССР, история появления метро, самые необычные станции и вагоны – всё это на лекции инженера Дмитрия Графова. Об апрельских Лекториях мы писали ранее . Анна Антуфьева
comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg