Новости
13 марта 2018, 16:00

Зодчий под следствием

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В особняке Монферрана на набережной Мойки, 86 - 88, начинается реставрация наиболее ценных интерьеров. Чтобы через год-два было с чем сравнить, Александр Клаус, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Петербургу, которое там расположено, пригласил журналистов посмотреть эти помещения.

«Мы говорим больше спасибо властям Петербурга и КГИОП за поддержку в реставрации особняка знаменитого архитектора Огюста Монферрана, автора проекта Исаакиевского собора. Когда восемь лет назад управление въехало сюда, Золотая гостиная и Обеденный зал уже находились в плохом состоянии и не использовались. После завершения реставрационных работ они будут использоваться ограниченно, только под представительские цели, чтобы максимально бережно сохранять культурное наследие», - сообщил Клаус.

По словам Сергея Макарова, председателя КГИОП, десять лет назад по городской «фасадной» программе были выделены 8,4 млн рублей и отреставрированы фасад особняка, выходящий на Мойку, арка и брандмауэрная стена. В 2017 году за 10 млн рублей компания «Частная реконструкция» разработала проект комплексной реставрации портала в первом внутреннем дворике, обозначавшего парадный вход в особняк, Бронзовой лестницы, Золотой гостиной и Обеденного зала. Для производства работ в 2018 году выделено 20 млн рублей. Что касается сроков, то про них говорить сложно, предстоит много работы по расчисткам, выявлению и сохранению многочисленных изменений интерьеров, связанных со сложной судьбой особняка.

В архитектуре Петербурга трудно найти аналог особняку Монферрана. Необычны расположение эркера по центру фасада и двойной номер для очень небольшого здания. В кратком изложении архитектурная история особняка за последние 180 лет выглядит так. В 1836 году дом № 86 купил Монферран и перестроил по своему проекту. Это было двухэтажное здание с эркером с правой стороны, если смотреть с набережной. Под ним находилась арка, ведущая в парадный двор, позже превращенный в вестибюль, богато украшенный лепниной. С тех пор въезд осуществляется из Прачечного переулка. Во дворе была выставлена коллекция античной скульптуры, поражавшая современников.

В 1846 году журнал «Северная пчела» сообщает о жилище Монферрана: «Дом этот снаружи весьма скромный и ничего не обещает, но войдите в сени и вы очутитесь в Италии, в вилле истинного и просвещенного любителя художеств! Двор - это музей, в котором вы найдете новые и древние образцы ваяния, в статуях и барельефах, превосходно расположенных в наружных стенах. У г. Монферрана маленький домишка, хижина в сравнении с другими домищами его товарищей, но эта хижина превращена изящным вкусом в храм художеств».

В 1838 году Монферран создал проект соседнего особняка Густава Лерха (дом № 88). Было построено одноэтажное здание с двумя портиками. Такими два «соседа» известны по дореволюционным фотографиям. После смерти архитектора в 1858 году его коллекция была распродана. Через два года особняк приобрел Адальберг-Войтех Викентьевич Страчевский, журналист и писатель, поклонник творчества Монферрана. Он известен как знаток восточных языков, автор словарей, составитель разговорников для русских моряков и путешественников. Из последующих владельцев дома № 86 для нас важен камер-юнкер Владимир Мятлев, при котором архитектор Иоганн Цим создает интерьеры в необарочном стиле, и Яков Ратьков-Рожнов, для которого работает мастер неоклассики Иван Фомин.

После революции оба здания несколько лет пустовали, в итоге в 1925 году дом № 88 обрушился, о чем сообщала «Ленинградская правда». Его «восстановили», скопировав фасад монферрановского дома.

В 1930 году уже единое здание отдали Ленинградскому геологоразведочному управлению ВСНХ СССР, в 1968-м особняк Монферрана стал объектом культурного наследия союзного (ныне - федерального) значения. В 1980-е годы там поселилось НПО «Буммаш», но не нашло денег на реставрацию, и особняк отдали городской прокуратуре.

Мы заходим в парадный двор, где сразу бросается в глаза ветхий портал: его фронтон подперт чугунными колоннами со следами многолетней ржавчины. «Эти колонны установлены еще в 1920-е годы взамен мраморных», - поясняет Лариса Одинцова, главный архитектор проекта, и поясняет, что датировка на фронтоне «1832», скорее всего, неверная. Это время доставки мрамора для строительства Исаакиевского собора, остатки которого Монферран использовал для своего особняка в 1839 году.

За порталом начинается небольшая, богато украшенная лепниной винтовая лестница. Ее назвали Бронзовой в честь бронзовых с золочением перил, не дошедших до наших дней. Грубо закрашены защитной масляной краской фигуры Нереиды и Тритона, а также герб Мятлева с девизом Virtus meliora ministrat («Доблесть лучше служит»). На одной стене расчищено живописное изображение римского воина, но это только начало работы.

Лестница ведет в Золотую гостиную, ее интерьер «в стиле Людовика XVI» был богато украшен золоченой лепниной, живописью с аллегорическими сценами на плафоне. Вначале стены были затянуты малиновым штофом, затем его заменил искусственный мрамор, еще позже появился камин. Реставраторам предстоит решить сложную задачу, как показать все этапы изменения интерьера на протяжении нескольких десятилетий.

Самый интересный интерьер особняка был создан в 1912 году Иваном Фоминым для двухсветного Обеденного зала, отделанного искусственным мрамором молочного цвета. Кессонированный потолок украшен золоченой лепкой и тремя живописными плафонами - «Олимп», «Эдемский сад» и «Аполлон и музы», их выполнил художник Усеин Боданинский. Росписи неплохо сохранились, чего не скажешь о дубовом паркете, который в советские времена был стыдливо прикрыт казенным линолеумом. Паркет требует восстановления, благо сохранилась хорошая иконография.

Отдельная проблема - две изразцовые печи, их не было в проекте Фомина. Они датируются серединой XIX века, но в этом доме появились в XX. Видимо, их перенесли сюда из другого места. Сейчас печи находятся в плохом состоянии. Решено их сохранить, хотя придется перебирать.

Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», возможно ли после завершения реставрации участие особняка Монферрана в программе общедоступных экскурсий «Открытый город», Александр Клаус заметил, что для режимного объекта, каким является ГСУ, это сложно, но идея заслуживает обсуждения.

Лев Березкин
comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg