Новости
11 ноября 2017, 15:52

Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"

Последний день ежегодного международного научно-творческий симпозиума "Бражниковские чтения" прошел 10 ноября в Феодоровском соборе . Фото: Андрей Петров Божественную литургию древнерусским распевом возглавил иерей Вячеслав Завальный в сослужении настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории протоиерея Виталия Головатенко . За богослужением пел сводный хор участников и гостей симпозиума. Звучали песнопения разных древнерусских стилей конца XVII века - одноголосные и многоголосные. Как рассказала преподаватель кафедры "Древнерусское певческое искусство" Санкт-Петербургской консерватории, руководитель ансамбля "Ключ разумения" Наталья Мосягина, 8 ноября для всех желающих прошел мастер-класс, на котором разучивались песнопения сегодняшней Божественной литургии. "Раньше русское многоголосье звучало в больших соборах на архиерейских службах, - отметила она. - Поэтому Феодоровский собор, как никакой другой, соответствует традициям такого пения". Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери протоиерей Александр Сорокин провел экскурсию в храме-часовне Новомучеников и исповедников Российских . Темой заседания симпозиума в этот день стали православные церковно-певческие традиции XVII-XXI веков. Заседание вели научный сотрудник Музыковедческого института Сербской академии наук и искусств, профессор доктор исторических наук Весна Сара Пено и научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Лада Кондрашкова. Прозвучал доклад Ирины Жуковской из Витебска "Песнопения постного обихода в "Ирмологионе" 1598-1601 годов". Весна Сара Пено из Белграда в докладе "Сербское церковное пение в контексте певческих традиций на Балканах" отметила, что в Сербии в силу исторических причин не осталось древних нотированных рукописей. Со времен турецкого владычества сохранилась устная память, в XIX веке песнопения все-таки были зафиксированы Стефаном Мокранецом и Корнилием Станковичем. Сегодня можно говорить о так называемом сербском народном пении, корни которого, как и древнерусского пения, лежат в византийской традиции. С докладами выступили также Александра Андреева из Денвера (США) - "Исполнялись ли библейские песни в XVII веке: по материалам соловецкого ирмология", Евгения Гатовская из Москвы - "Концерты Василия Титова на тексты стихир великомученику Димитрию Солунскому", Оксана Серикбаева из Москвы - "Способы и формы исполнения богослужебных текстов в древнерусских и старообрядческих уставах и их реализация в богослужениях рижской Гребенщиковской старообрядческой общины", Елена Михайлова - "Духовно-музыкальная деятельность Сергея Ляпунова в послереволюционное время", Дмитрий Шабалин из Краснодара - "Новые открытия античных, средневековых и кавказских ладов". По окончании был отслужен молебный канон Пресвятой Богородице греческого распева. Наталья Мосягина рассказала, что ансамблем "Ключ Разумения" в течение этого года проводилась работа по реконструкции песнопений из древнерусских рукописей конца XVII века. "Молебный канон Пресвятой Богородице сегодня почти нигде не служится, - подчеркнула она. - Монах Феостирикт написал текст, когда страдал душевной болезнью. Его рекомендуют читать, когда есть какая-то скорбь. Он был известен ученым, но на практике не исполнялся. Иногда канон звучит в современном обиходе, но мы восстановили распев XVII века. Он исполняется раз в месяц в Феодоровском соборе, каждую вторую пятницу в 18.00". Симпозиум закончился концертом, среди исполнителей которого были ансамбль древнерусской музыки Санкт-Петербургской консерватории "Знамение", ансамбль "Ключ разумения", артисты хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Женский состав византийского хора "Пахомий Логофет". Приветствуя собравшихся, настоятель собора протоиерей Александр Сорокин напомнил, что в этом году Бражниковские чтения посвящены мученичеству за веру. "Это важная часть церковной веры, - сказал он. - В рамках Феодоровского собора более, чем уместно, провести такую конференцию. Как впрочем и во многих других храмов, которые вплоть до смерти исповедовали веру во Христа в лице своих священнослужителей и прихожан". Как рассказала корреспонденту ИА "Вода живая" Наталья Мосягина, в певческом искусстве важно соединение теории и практики. "Всегда раньше теоретиками в этой области являлись наиболее грамотные певчие. Сейчас порой теория отделена от практики". Она отметила, что сегодня в храмах в основном звучит концертное пение. "Традиция многоголосного гармонического пения имеет не такую долгую историю, как традиция древнерусского, которая существовала с Крещения Руси. Пение за богослужением должно быть молитвой. Никто не отрицает, что оно должно быть качественным, но оно не должно быть концертом, который услаждает только наше ухо. Пение - это инструмент, который настраивает нас на определенное состояние". Завкафедрой "Древнерусское певческое искусство" Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, научный консультант Фонда поддержки русского искусства и православной культуры "ОВХР 1915" Екатерина Смирнова рассказала, что впервые в этом году симпозиум начался Божественной литургией и закончился молебном. "Надеемся, что это станет нашей традицией, - отметила она. - Вся деятельность конференции направлена на то, чтобы включить прекрасные образцы русского церковно-певческого наследия в богослужебную жизнь и вернуть их в культурное поле России. Каждый год мы принимаем гостей из разных стран мира, которые изучают православные певческие традиции; бывали и специалисты по армянской певческой традиции. Планируем создать международный комитет, чтобы наша конференция объединяла исследователей православных певческих традиций разных стран. В этом годы приехали исследователи из Португалии, США, Белоруссии, Сербии". В рамках "Бражниковских чтений" 9 ноября была открыта выставка в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Организаторы чтений - кафедра ДПИ СПбГК имени Римского-Корсакова, Российская национальная библиотека, собор Феодоровской иконы Божией Матери. Симпозиум проходит под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg