Новости
17 сентября 2017, 02:03

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КОДЕКСА…

Большинству читателей Гелиан (именины 23.03: Илиан, мч.Севастийский), а в катакомбном советском крещении — Григорий Михайлович Прохоров, 20.03.1936 – 01.09.2017, известен был со страниц книги Л.Н.Гумилева «Открытие Хазарии» [гл. 4-я]. Это он — был участником подводных археологических работ, открывших миру эту, затопленную водами Каспия и Волги страну. Описывая государственное устройство Хазарского каганата VIII/IХ века, в ХХ веке близко воспроизведенное в устройстве СССР и РФ, книга эта разгневала мировую политическую закулису — сделав автора самым «запретным» русским историком после С.А.Гедеонова (указавшего места переделки исходного текста новгородских летописцев Повестью временных лет: сокрытия истории Хазарского ига над Русью). Не меньше разгневала она и закулису экономическую — показывая открытые В.Н.Абросовым механизмы вековых колебаний Каспийского и Аральского морей, циклических изменений погоды над Европой: разрушая басни о глобальном потеплении, техногенном изменении климата, будто бы, начавшемся в ХХ веке. Но патриоты — в отличие от кремлевских «патриотов-государственников» — эту книгу внимательно читали!

Это, разумеется, сильно повлияло на карьеру ученого, чьим учителем был, по выражению И.Фонякова, «сын Ахматовой и Гумилева», — особенно, после того, как учитель напечатал «Сказание о хазарской дани»…» — напомнившее об этой странице истории Древ.Руси, и стал персоной, в советских академических изданиях не публикуемой. И многие открытия ученика, переворачивающие сложившиеся исторические представления, даже опубликованные, зачастую, просто не упоминаются. Например, часто публикуются (публиковались, до установления азиопской ФСБ-шной диктатуры) фрагменты Лаврентьевской летописи (Повесть временных лет, Поучение Владимира Мономаха, Повесть о битве на Калке, Повесть о Батыевом нашествии и др.). Считается — руководствуясь содержанием текста — что это копия Тверской летописи 1305 г., снятая в 1377 г. нижегородским мнихом Лаврентием и его начальником арх.-еп.Дионисием Суздальским. Повести представлялись рассказами очевидцев событий, скрупулезно переданными писцами, — из чего, напр., Д.С.Лихачев сделал вывод о легендарности биографии ростовского витязя Александра Федоровича (Алексы Поповича), павшего на Калке (1223 г.), о котором, тем не менее, молчит ростовская главка летописи Лаврентия…

Правда, до 1970-х гг. никому не приходило в голову это: исследовать сам пергаментный (лишенный датирующих филиграней) кодекс. « Я и стал исследовать прямо его: в инфракрасных лучах, в лучах ультрафиолетовых и под лупой », — говорил Г.М.Прохоров. Открытия не заставили себя ждать. Обнаружилось, что на пространстве 1223 (повесть о битве на Калке) – 1262 (антимонгольское восстание, изгнание среднеазиатских ясачников из Суздальской земли) годов текст редактировался, многократно переписываясь. Повествование о татарщине оказалось особой повестью – не современной событиям, сводившейся в тот самый 1377 год, создателями данной рукописи (используя цитаты древних лет из кодекса с иной летописью за Х — ХII века – Радзивилловской), экономно тратившими дорогой, для них дефицитный пергамент. Оказалось, что и бытовала эта летопись необычно: долгое время обращаясь расплетенной на тетради (особо интересовала тетрадь с повестью о татарщине: служа «самиздатом»), а затем, хранясь в архиве во Владимире, не используясь до ХVI века (время изготовления переплета). Завершает повесть о татарщине древнейшее житие Александра Невского. Еще в Синодальном списке Новгородской летописи (1340-е годы) жития Новгородского князя нет, есть лишь писанная священнической рукой биографическая повесть о воинских подвигах князя-витязя. Вполне возможно, что первым провозгласил святым Александра Ярославича арх.-еп.Дионисий, раздувавший ненависть к татарам. Это – неплохая иллюстрация к той «биографии» св.князя, которую распространяют « с оголтелой совдеповской антизападностью (причем степень этой оголтелости вопиюще вне русского менталитета) » [Е.Чудинова] заполонившие 12.09 Невский пр. православные крестоходцы: не знакомые, не только с письмом князя к римскому понтифику (об организации крестового похода на татар), но и с житием свв.Марьи и Иоанна Устюжских.

Доныне особенности Лаврентьевской летописи, открытые исследованием кодекса, игнорируются (не упомянутые даже при издании летописи в новой серии ПСРЛ!).

(Лаврентьевская летопись: http://www.prlib.ru/Lib/Pages/collection_lavrenty.aspx)

…Началось же с того, как ленинградец (родом смолянин, из Мстиславльского уезда Смол.земли; ныне Беларусь), курсант инженерно-строительного факультета, уличенный особистами в внимании к букинистическим магазинам (где продавались дореволюционные издания Цветаевой, Ахматовой, Гумилева, Есенина…), в 1953 г. был исключен из комсомола и уволен из академии им.Можайского — отправленный проходить службу в валившем сибирские леса строительном батальоне. (В опубликованном «Фомой», №11, 2006 интервью в перечень любимых поэтов ученого были «добавлены» Пастернак и Мандельштам. Мы это оспорим! Пастернак в те годы издавался как советский официозный автор, а Мандельштам, кроме «Камня», 1916, не выпускал книг до революции).

Демобилизованный лишь в 1959 г. (это коммент к рассказам про «чудовищное» хрущевское сокращение Армии) и с забойной характеристикой «… политику партии и правительства не понимает », Прохоров не был принят в ЛГУ, не сумев даже сдать документы в комиссию. Но он не сдался, и отработал еще год на стройке, взяв при увольнении новую характеристику, где убийственная фраза была переделана в лоялистскую. В 1965 г. окончил с отличием исторический факультет по специальности византинистика, приглашенный Д.С.Лихачевым в аспирантуру Отдела Древнерусской литературы Пушкинского Дома. В 1968 защитил диссертацию по теме «Повесть о Митяе». Тема была крамольной, поскольку отталкивалась от исследований белоэмигранта(!), священника(!!) Северо-Американской(!!!) Православной церкви Иоанна Майендорфа(!!!!). Однако, защита состоялась, и кандидат исторических наук был принят на должность старшего научно-технического сотрудника ОДРЛ. С тех времен продолжалась служба ученого в ИДРЛ «Пушкинский Дом», с 1977 д.ист.н., с 1992 Гл.науч.сотрудника, профессора истфака СПб.ГУ, Духовной Академии, Христианской Гуманитарной академии. Участник выпуска серий «Памятники литературы Древней Руси» (Государственная премия), «Библиотека литературы Древней Руси». Наряду с государственным, Прохоров внес вклад и в ТАмиздат, передав по оказии, через цепочку посредников, А.И.Солженицыну записки старого семеновца Макарова. От Большого Дома это не укрылось, и в руководство Дама Пушкинского пришло письмо, с распоряжением организовать ходатайство сотрудников об увольнении Г.М.Прохорова, лишении его ученой степени и гражданства СССР. Замять это дело удалось Д.С.Лихачеву, располагавшему связями в верхах КПСС, без чего, вероятно, имя депортированного из СССР Нобелевского лауреата бытовало в связке с именем Прохорова. А свидетельство о знакомстве с Прохоровым Солженицын оставил. На 91-й стр. «Архипелага…» — в фантастической новелле как, якобы, Наполеон заблудился в Ильменских болотах, видны цитаты из новгородской и тверской летописей, повествовавших как предшественники Ивана Сусанина в 1317 году завели в болота Тверского князя Михаила ведшего татар на Вел.Великий.

Д.и.н. Прохоров скончался вечером 01-го сентября от разрыва сердца в реанимационном отделении Покровской больницы, похоронен 06.09.2017 на Смоленском кладбище. Полагаем, что жизнь ученого немало укоротили кремлевские чиновники – перечеркнувшие его попытки добиться, после выселения ГИПХ и сноса его корпусов, добиться возобновления изначальных проектов продления Александровского сада до Тучкова моста, — чья панорама должна была выходить через Неву на окна Пушкинского дома.

Последняя книга – выпущенный Институтом русской цивилизации (Москва), в серии « научных статей и справочников, посвященных малоизученным проблемам истории и идеологии [Sic!] русской цивилизации », сборник статей «Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое», 2014, 416 стр.. « Все жанры древнерусской литературы …живы и могут пополняться новыми произведениями и сейчас, кроме одного – летописания. Оно ушло безвозвратно, и оно неповторимо. Потому, думаю, что нет, и не может быть сейчас существовавшего в Древней Руси: культа крови правителей и подвластной им земли, а притом и взгляда на текущее время с точки зрения вечности… » — так, скрыто цитируя исследователя преданий о Граде Китеже, Василия Леонидовича Комаровича, предварил её автор.

Издание сборника не оставило удовлетворенным автора (я видел издательский экземпляр с авторскими ремарками), статьи которого, выходившие в специальных и популярных изданиях в 1972 – 2010 годах, столичными идеологами были механически сведены в сборник, снабженный доп.комментариями и современным предисловием – в качестве коего, не долго думая, использовали авторское «Summary», набрав с ошибками и в небрежной верстке. Составители не осознавали калибр научных заслуг публикуемого! Описки и опечатки, много лет назад допущенные в периодических источниках, устранены не были (напр.: Труды Отд. Древ.рус.лит. (ТОДРЛ), т. 28, с.81 и Прохоров, 2014, с.369: « Всеволод Ярославич », надо: Ярослав Всеволодович). Указать место 1-го издания Главы 3-й (научно-популярная книга автора «Некогда не народ, а ныне народ Божий…», СПб., 2010, с. 122-126) просто позабыли…

Последние попытки реанимировать жанр летописания — « канцелярского эпоса » России, как определил его Г.М., – «… достопамятностей, потребных к продолжению истории Отечества своего, дабы из сего и в будущие времена могла последовать подобная нам от древних Летописцев польза » (Мусин-Пушкин) [«200 лет первому изданию Слова о полку Игореве», Ярославль, 2001, с.332], предпринимались имперскими администраторами Православной церкви: в конце ХVIII века обер-прокурором А.И.Мусиным-Пушкиным (открыватель «Слова о полку Игореве»), в кон. века ХIХ К.П.Победоносцевым. Последний Указ Свтш.Синода о фиксации достопамятных событий при монастырях и архиерейских домах издавался в 1866 г.. «… Не исключено, что какие-то церковные летописцы успели внести в свой труд под летом 7426-м (1918 г.) запись о зверском убийстве захватившими в преданной «интеллигенцией» стране власть цареборцами и богоборцами, называвшими себя «большевиками», мальчика-царевича, его четырех сестер-царевен, их родителей. Запись об этом была бы логическим завершением начатого тысячу лет назад рассказа о «временных летах» тех, кто на Руси «…нача первее княжити » [с.411] – завершается книга.

Ждан Романов

Дорогие читатели, поддержите газету! Наша газета в Ваших руках , всё, что Вам нужно сделать, это нажать на кнопку Вконтакте, которая находится выше этой надписи. Вы можете сделать репосты любого числа наших статей. Помогите газете и мы будем писать еще больше, интереснее и активнее!Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий

Имя *

E-mail *

Сайт

Актуальное Кто подрывает доверие к государству? Я и члены моей семьи проживаем по адресу: Санкт-Петербург, бул. Новаторов, д. 1, кв. 57. Данное жилое помещение по ордеру ГЖО от 10.07.1992 г. №28698/23 было предоставлено моему отцу Егорову ... Читать полностью... Наша группа ВКонтакте

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы автоматически получать новые номера.

Главная Архив выпусков газеты Информация о газете Книги Контакты
comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg